Волонтерство – это не про деньги, а про инвестирование знаний.

Быть волонтером в образовательном проекте – это инвестировать свое время и знание в других людей. Этой мысли придерживаются руководители бесплатной сети обучающих программированию кружков Code Club.

Операционный директор Code Club UA Анна Деревянко рассказала нам, что значит быть ментором, почему это важно и когда в Украине это станет модным.

Анна Деревянко, операционный директор Code Club UA

Расскажите подробнее об истории создания проекта: как и при каких обстоятельствах появилась идея стать первым филиалом британского Code Club World, с чего все начиналось?

В Украине инициатива появилась в 2013 году и это был первый филиал из всех стран. Тогда это было похоже на стихийное появление клубов на базе школ. Дети были рады, что теперь они могут не просто играть и компьютерные игры, а создавать их. И это стало возможным благодаря запуску Code Club UA при поддержке нашего постоянного партнера ТАСКОМБАНК.

Одесская сеть клубов первой запустила формат кураторства, а также отчетные мероприятия. На первой такой встрече было более 250 участников, в частности выпускников школы, родителей, менторов, для которых партнеры, представители IT-компаний приготовили подарки. Такой формат отчетных мероприятий стимулировал менторов оставаться в проекте, поскольку они наглядно видели важность своей работы, ее практическое применение. 

В дальнейшем подобные мероприятия начали проходить и в других регионах. Кроме того, по всей Украине внедрили формат кураторства, появились региональные менеджеры. Этим опытом мы поделились и с международным сообществом Code Club World. В разных странах тоже начали внедрять региональное кураторство, что позволило инициативе развиваться. Говоря о 2020 годе, то в марте мы первыми начали переход в онлайн, а летом провели уже два дистанционных интенсива.

У нас есть три основные программы занятий. Изначально они были привезены в рамках франшизы и были на английском языке. В Одессе пробовали преподавать занятия в оригинале. Однако у детей оказался довольно низкий уровень английского и мы были вынуждены отказаться от этой затеи. В результате занятия перевели на украинский язык наши волонтеры. 

Вы говорите о том, что к волонтерам в нашей стране относятся предвзято и скептично. Какие шаги следует предпринять, чтобы улучшить отношение к волонтерам? Как популяризировать это занятие, как привлечь молодежь к волонтерскому движению? 

В первую очередь, мы приводим менторов в проект через личные контакты, ведь необходимо выстроить определенные отношения. Волонтеров следует периодически хвалить, предоставлять какие-то бонусы, влиять на мотивацию. Ведь несмотря на то, что менторы испытывают чувство причастности к глобальным изменениям и воспитанию нашего подрастающего поколения, стоит признаться, что формат волонтерства у нас в стране очень обесценен. 

Недавно к нашему куратору пришел волонтер. Он поделился, что стесняется рассказывать друзьям о своей волонтерской деятельности, о том, что бесплатно обучает детей. Ведь на это он услышал бы осуждение в ключе: “Тебе что, делать нечего? Лучше возьми еще один проект и зарабатывай деньги”. Наши волонтеры, имея свои семьи и основную работу, делают то, что не приносит им заработок. И делают это качественно. Они  видят потребность в таком формате обучения детей, популяризации IT-образования, цифровой грамотности. В современном мире знания в сфере информационных технологий также важны, как когда-то были необходимы навыки чтения и письма. 

Мы привлекаем в наши клубы все больше детей, даем возможность получить то, что не всегда доступно. Тем более после нашей мартовской перезагрузки и перехода в онлайн все больше детей получили возможность обучаться IT из любого населенного пункта, в котором находится ребенок.

Вопрос популяризации волонтерства стоит довольно остро. По этой причине мы задумали ивент “Менторство как тренд”, который состоится 17 октября. Одна из целей нашего проекта, кроме обучения детей, внедрить волонтерство как тренд во всеукраинском масштабе, дабы поднять важность и ценность этого формата обучения. 

Ментором в вашем проекте может стать каждый. Как отбираются кандидаты, есть ли какие-либо требования к будущим учителям? Есть ли у начинающих менторов свои “менторы”, которые первое время помогают сориентироваться и наладить процесс? 

Естественно, с каждым кандидатом мы проводим собеседование. Оно помогает узнать не только профессиональные качества, но и личностные. Мы обращаем внимание на то, был ли опыт преподавания или волонтерства, любит ли человек работать с детьми, умеет ли доступно доносить сложную информацию. Далее мы проводим с кандидатом обучающией тренинг и только после него человек может начать преподавание. При этом на всех первых занятиях его поддерживает куратор.

Как вы считаете, как скоро украинское образование отойдет от классической модели преподавания в школе к менторству? Ведь это куда более прогрессивный и эффективный путь обучения. Можно ли (и как это сделать) повлиять на этот переход? 

В Одессе есть опыт сотрудничества с Ришельевским лицеем по информационно-коммуникационному направлению. Администрация лицея предложила дуальную форму обучения: теоретическую часть проходить в лицее, а практическую – в IT-компаниях. То есть мы видим, что есть запрос на комбинированный формат от школ. Отлично, когда учебные заведения могут дать хорошую теоретическую база, а практические навыки можно получать во время дополнительных факультативных занятий при поддержке специалистов из ИТ компаний. Организовать гибридный формат возможно – мы уже наблюдаем это который год. Но при условии, что администрация подкрепляет свои намерения словом и делом, как в лицее.

В данный момент обучаться в школе могут дети от 8 до 15 лет. Хотели бы вы реализовать что-то подобное для взрослых? Если да, то расскажите, какие направления рассматриваете.  

Поскольку мы специализируемся на образовании детей, то фокус должен быть единым. Иначе невозможно быть хорошим во всем. Если делать, то делать качественно что-то одно. Хотя повышать информационную грамотность старшего поколения все же стоило бы – это существенно увеличило бы эффективность работы наших клубов. 

Как построен процесс обучения в Code Club? Одно занятие в неделю – это не так уж и много. Задают ли домашние задания, общается ли ментор с учениками в свободное от уроков время? 

Одно занятие в неделю – это, правда, немного. Поэтому мы всегда выдаем домашние задания. Одно из обязательных правил – выполнять его. Мы активно практикуем создание чатов в мессенджерах, где есть ученики и менторы. Именно туда отправляются выполненные задания и ученик может задать ментору любой интересующий его вопрос, чтобы не копить какое-то недопонимание. К тому же в этих чатах есть родители, чтобы все было под их присмотром и контролем.

Предварительного отбора учеников у нас нет, если это не спецкурс, где нужны какие-то базовые навыки. Исходя из требований ментора, мы составляем расписание и объявляем наборы сначала по внутренним каналам связи, а после – на основной страничке в Facebook. Часто родители записывают детей везде, где могут, хотя в рамках одного модуля можно записаться только на один курс. Важно соблюдать возрастные рамки, указанные для каждого модуля, поскольку уровень усвоения информации у детей разного возраста разный. Потому важно внимательно читать правила и требования перед записью.

У нас есть два основных обучающих модуля. Первый стартует в сентябре, второй – конец января – начало февраля. Первый модуль обучения заканчивается примерно сразу после Нового года. Второй – в мае. Летом мы проводим интенсивы. К примеру, в прошлом году во время Одесского международного кинофестиваля мы провели Summer IT Camp for Girls – масштабное событие только для девочек. Программа состояла не только из обучения программированию, но и из занятий по рисованию, креативности, самопознания, поиска реализации.

Бывало ли на проекте такое, чтобы ученик через время вернулся и сам стал ментором? Если да, то расскажите об этих ребятах. Считаете ли вы такое событие сигналом, что все было не зря? 

У нас в проекте вообще три портрета менторов: IT-специалист, учитель в школе, студент технического вуза. Студенты 1-3 курсов могут проходить практику в проекте Code Club. Для подрастающего поколения очень важен навык софт-скилов, который мы предоставляем. В рамках нашего проекта они прокачивают навык публичного выступления. Плюс менторы потом вписывают в резюме. И, как говорят HR-специалисты, этот пункт важен на всех уровнях, поскольку характеризует соискателя как прогрессивного работника, который умеет доносить свои мысли, быть гибким и ответственным. 

Некоторые ребята, которые уже прошли у нас обучение, выросли в наших менторов. Они очень хорошо понимают формат, его ценность, они вовлечено включаются, тренируют дисциплину. К тому же они говорят на одном языке с учениками, так возникает доверие, выстраиваются взаимоотношения, в которых они сразу понимают друг друга. Ментор способен объяснить сложные вещи очень доступно с примерами из жизни, используя прикладные вещи. Им легче установить и выстроить дружеские отношения. Такого ментора нестрашно спросить, признаться что ты чего-то не знаешь. 

Поэтому мы и не школа, а именно кружок. Как клуб по интересам. Тут самое важное дружеская атмосфера. Мы тренируем самодисциплину и ответственность. Здесь никто никого не заставляет – все происходит по любви и по взаимному желанию. 

Наблюдаете ли вы за успехами учеников после окончания обучения? Продолжают ли менторы поддерживать связь со своими студентами?

Да, так как мы ведем коммуникацию в чатах и продолжаем общаться долгое время. К тому же у нас есть кураторы, которые как некие проводники между ментором и учениками. Мы создаем не только возможности для обучения, а  сообщество людей по интересам в профессии. У нас есть всегда возможность задать вопрос ментору. И многие ученики в будущем возвращаются в проект уже как преподаватели.

17 октября у вас планируется встреча, где будут обсуждаться вопросы интеллектуального волонтерства. Расскажите подробнее об этом ивенте.  

Мы хотим поднять и осветить вопрос менторства, его популяризации, отметить ценность формата волонтерства, поскольку менторы – фундамент нашего проекта, они ключевые участники. Наша задача – популяризировать это направление, сделать его таким же модным, как, например, быть блоггером. Это может быть точно так же стильно и круто – передавать свои знания и опыт подрастающему поколению. В США и Европе – это норма. Но учитывая наш уровень жизни, люди не могут себе позволить дополнительно волонтерство, когда они работают, чтобы выжить. Но мы же развиваемся, выходим на новые уровни. 

Представим себе первых колонизаторов Марса. Это группа людей, которая живет под огромными куполами, не выходя за их пределы. Из-за удаленности Марса от Земли эти люди никогда не возвратятся домой и всю жизнь будут жить на Марсе. И вот вашей компании выпадает возможность разработать одно приложение с одной единственной функцией для колонизаторов Марса. Что бы вы разработали для них?

Однозначно, это было бы какое-то приложение для интеллектуального развития. Ведь именно с развитием интеллекта развиваются и возможности. Собственно так и происходила эволюция. Сейчас мы гонимся за развитием технологий, которые, по сути, нужны для улучшения жизни, для ее автоматизирования. И мы ускоряемся еще больше. Поэтому необходимо соблюсти баланс, чтобы не превратить наш мир в мир роботов. Важно сохранить то, что помогает человеку оставаться человеком. И помощь другим – один из способов. Волонтерство – это же не про деньги. Это про инвестирование своего времени и знаний в следующее поколение.